Из детства мы слышали, что для укрепления костей нужно есть зелень и сыр, пить молоко, йогурты и кефир, словом, насыщать организм кальцием — главным строительным материалом скелета. Параллельно зi потреблением молочных продуктов или таблеток с микроэлементами терапевты обычно рекомендуют употреблять морепродукты, яичный желток и оливковое масло — источник витамина Д, который помогает клеткам этот самый кальций усваивать. Особенно, как утверждают медики, такой «диеты» должны придерживаться деть (их организм стремительно растет) и люди преклонных лет (для профилактики остеопороза — заболевания, в результате которого кости становятся тонкими и хрупкими, а потому ломаются при першои-липшой случае). Традиционная медицина рассматривала дефицит кальция и витамина Д как основную причину возникновения переломов при остеопорозе, потому с профилактической целью пожилым людям и доныне назначают препараты, которые содержат эти микроэлементы.
И все было бы хорошо, если бы шотландские исследователи не решили придирчиво проверить действенность этих добавок к рациону. Как сообщает медицинский журнал «Лансет», научные работники выяснили, что употребление пенсионерами биологически активных добавок, которые содержат кальций и витамин Д, не предотвращает появление специфических переломов, связанных с вековым уменьшением плотности костной ткани. Группа ученых из Абердинского университета (Шотландия) под руководством профессора Адриана Гранта на протяжении пяти лет следили за здоровьем 5300 людей (85 процентов из них — женщины) в возрасте от 70 годов и старше, которые страдали от остеопороза и переломов, связанных с болезнью. Всех подопытных разделили на четыре группы: первой давали только препараты витамина Д, второй — только кальций, третий, — кальций и витамин Д, четвертая группа послушно глотала плацебо (пилюлю без любой лечебной утвари).
Шотландские исследователи отметили, что за время наблюдения переломы костей произошли в 13 процентов пациентов. При этом частота травмирования никоим образом не зависела от того, к какой именно группе принадлежали люди. Другими словами, бабушки и дедушки, которые регулярно употребляли биодобавки, ходили в гипсе не реже от людей, которые не получали ни одной витаминно-кальциевой подпитки. А заодно выплыл на поверхность еще один факт: прием препаратов влечет у пожилых людей проблемы с пищеварением.
Аналогичные результаты дали исследования, проведенные учеными из научно-исследовательского института Мензис (Тасмания, Австралия). Как сообщают «Медновини», биодобавки с кальцием, какие медики назначают здоровым детям для укрепления костей, в действительности не снижают риск возникновения переломов конечностей. Австралийские ученые наблюдали за тремя тысячами детей в возрасте от трех до восемнадцати лет, которые получали биодобавки с кальцием или плацебо. Через два года с помощью методов денситометрии (определение минеральной плотности костной ткани) у малышни оценивалась прочность костей рук, бедер и позвоночника.
Казалось бы, у тех малышей, которые активно грызли кальций, кости должны были быть намного крепче, чем в них «плацебних» товарищей. Впрочем выяснилось, что у всех детей — независимо от количества поступления кальция в организм — показатели минеральной плотности костной ткани позвоночника и бедер были почти одинаковыми. Небольшой позитивный эффект биодобавок наблюдался лишь относительно костей рук — там показатели были немного выше, чем в контрольной группе.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ
Относительно украинских врачей, то они частично соглашаются с выводами иностранных исследователей, частично — нет.
«Нельзя ставить знак «равняется» между всеми препаратами кальция, которые сегодня можно купить в аптечных киосках, — утверждает врач-терапевт Киевского областного центра охраны материнства и детства, кандидат медицинских наук Олеся Тимошенко. — Все зависит от того, насколько качественным является микроэлемент, что входит в состав пилюль или капсул, и насколько легко он усваивается человеческим организмом. Кальций, который поступает к системе пищеварения с едой и водой, обычно является биологически малоактивным. Копеечный глюконат кальцию проходит сквозь организм «транзитом», потому что в этих пилюлях, кроме мела, практически больше ничего нет. И сколько же нужно съесть того мела, чтобы действительно получить желаемый эффект… Другое дело — биодоступный коралловый кальций. При контакте с водой он переходит в ионную форму и легко усваивается клетками организма, поэтому может помочь хрупким костям. Но и разница в цене достаточно ощутимой — такой препарат стоит не 60 копеек, а около 60 гривен за упаковку».
«Для профилактики и лечения остеопороза мало просто есть много молочных продуктов и употреблять препараты кальция, — утверждает президент вертебрально-оздоровительного центра, заслужен тренер Украины Вячеслав Евминов. — Для того, чтобы микроэлемент остался в костной ткани и укрепил позвоночник, нужно нагрузить глубинные мышцы, которые питают всю эту систему. Если мышцы не будут работать, «видтягуючи» для себя (а, значит, и для соседей — позвонков и межпозвонковых дисков) насыщенную питательными веществами кровь, то кальций просто не сможет пробиться к больным тканям. Потому лечебное питание нужно обязательно совмещать со специальными упражнениями. Тогда будет результат».